|
Министерство культуры Российской Федерации На сайте в разделе "НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ" представлен ряд законодательных актов и нормативных документов, относящихся к отрасли культуры.
Государственный музей политической истории России
Государственный музей-заповедник "Павловск"
Центральный выставочный зал "МАНЕЖ"
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Центральный музей железнодорожного транспорта МПС России
Письмо Союза творческих музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области новому Председателю Комитета по культуре Е. Е. Колчину
Информационная записка о соответствии отдельных пунктов "Временного положения о порядке зачисления и расходования доходов,
полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности", утвержденного распоряжением Комитета финансов
от 30.12.99 г. № 134-р, и приказа Комитета по культуре от 30.03.2000 г.
№ 72 действующему законодательству.
Государственный музей политической истории России
Музей регулярно проводит исторические чтения по актуальным проблемам политической истории России XIX - XX вв, театральные эффекты ( в т.ч. восковые скульптуры ) и технические средства позволят "погрузиться" посетителю в две очень похожие эпохи - Россию начала и конца XX в.; "Смутное время", когда рядом со слабеющей верховной властью появляются одиозные фигуры, подобные сибирскому "старцу" Г.Е.Распутину.
Подготовлены к изданию первые выпуски серии "Фото Летопись XX столетия".
Выпущены:
- сборники материалов научно-практических конференций "100 лет социал-демократии России. Истоки и современность;
- Музей XXI в.: мечты и реальность;
- никальный библиографический словарь "Боевая техническая группа при ЦК РСДРП в 1905 - 1907 гг.
Государственный музей-заповедник "Павловск"
ПАВЛОВСК И ФРАНЦИЯ
В середине октября 2000 года в Государственном музее - заповеднике "Павловск" состоится традиционная научная конференция из цикла "Павловские чтения". В нынешнем году она посвящена русско - французским связям, что в последнее время вызывает большой интерес у специалистов и просто у любителей искусства, особенно в связи с выставкой "Под знаком орла", открывшейся недавно в Эрмитаже.
Тема конференции "Павловск и Франция. Взаимодействие русской и французской культур в период 1770 - 1820х годов" появилась не случайно. Павловск наиболее выдающийся и яркий пример памятника, в котором проявилось влияние нового французского вкуса. Более того, именно в Павловске сложилось уникальное собрание произведений французского искусства.
Объявленная конференция посвящена различным вопросам становления художественного вкуса эпохи классицизма в его развитии. Во время конференции предполагается рассмотреть проблемы взаимовлияния культур Франции и России, аналогий и подражаний во всех сферах изобразительного и декоративного искусства, а также в архитектуре указанного периода. На конференции могут быть также освещены вопросы, связанные с коллекционированием в России произведений французского искусства, с историей создания и атрибуцией отдельных произведений, с творческой деятельностью французских мастеров в России.
К конференции будут изданы тезисы докладов. Для участников и гостей конференции предусмотрена экскурсионная программа.
Центральный выставочный зал "МАНЕЖ"
ЦВЗ "Манеж" представляет научные каталоги к выставкам, проходившим в зале.
- "ПЕТЕРБУРГ-99" (каталог к ежегодной выставке с 1993).
Участники выставки, иллюстрированный каталог произведений, программа фестиваля, поэтические чтения, темы конференций и докладов.
- Биеннале "ДИАЛОГИ" (каталог с 1994).
Вступительная статья куратора выставки Л.А. Скобкиной. Краткие биографические справки участников выставки (с фотографиями). Черно-белые иллюстрации произведений.
- ХУДОЖНИКИ КРУГА "МИР ИСКУССТВА" ИЗ ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Цветной иллюстрированный каталог произведений. Вступительная статья куратора выставки Л.О. Титовой. СПб, 1997.
- К.А. КЛЕМЕНТЬЕВА. Графика. Цветной иллюстрированный каталог произведений с приложением. Вступительная статья: Н. Банк, К. Гущин "Она прожила в искусстве несколько жизней…". Фотографии, основные даты жизни и творчества. СПб, 1999.
- Е. АНТИПОВА и В. ТЕТЕРИН. Живопись, графика. Цветной иллюстрированный каталог произведений. Вступительная статья: Л. Мочалов "Дуэт на два голоса". Фотографии, биографические сведения. СПб, 1999.
- "ИСТИННО, ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ…" (к 2000-летию Христианства). Цветной иллюстрированный путеводитель по выставке. Авторы статей: Т.Н. Дмитриева, Д.А. Браткин, М.Б. Джигарханян, В.А. Хршановский, И.Х. Черняк, Е.В. Денисова, З.А. Лучшева, Р.Т. Рашкова, Н.В. Ревуненкова, М.В. Птиченко. СПб, 2000.
- ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ БАСМАНОВ. Акварель, рисунок. Цветной иллюстрированный каталог выставки. Составители: М.П. Басманова, А.М. Некрасов, Л.О. Титова. Авторы статей: Е.Б. Мурина, В.Н. Петров. Стенограмма заседания графической секции ЛОССХа от 21 февраля 1940 года. Даты жизни и творчества. Каталог основных произведений. СПб, 2000.
- ВАЛЕРИЙ ЯШИГИН. Живопись, графика, керамика. Цветной иллюстрированный каталог выставки. Составители: Т.Н. Ларина, А.В. Лебедкова, З.И. Яшигина. Общая редакция: В.А. Евсеев. Авторы статей: Т. Ларина, В. Дрозд, Е. Василевская. СПб, 2000.
- ЮРИЙ ПАВЛОВ. Живопись. Цветной иллюстрированный каталог выставки. Вступительная статья куратора выставки Т.Н. Лариной. Биографические сведения о художнике, фотографии. СПб, 2000.
Информация по телефону: 314-59-59
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи осуществляет издательскую деятельность,
результаты которой могут быть интересны историкам, сотрудникам музеев, коллекционерам и связаны с представлением
новых архивных документов, описанием и изучением коллекций музея, научными исследованиями сотрудников музея.
Среди трудов последних лет - сборник "Музей военной истории и славы" (Музей военной истории и славы. Вып. VII. - СПб., 1996. - 390 с.),
продолживший традицию выпусков сборников статей и материалов подготовленных сотрудниками музея.
Работы сотрудников музея, вышедшие отдельными изданиями:
- Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты.
СПб., 1998. - 671 с. |
|
- Кулинский А.Н. Немецкие клинки и клейма.
СПб.: Балтика, 2000. - 301 с. |
|
С 1995 года музей готовит и издает военно-историческое приложение "Бомбардир" журнала "Вооружение. Политика. Конверсия".
Наибольший интерес вызывают тематические выпуски, посвященные научно-практическим конференциям, а также статьи, посвященные представлению музейных
коллекций оружия, наград.
- Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Кадетские корпуса Росссии".
23 - 24 ноября 1994 г. // Бомбардир. № 1. 1995. |
|
- Материалы научной конференции "Кутузов и время".
14 сентября 1995 г. // Бомбардир. № 3. 1995. |
|
- Материалы научной конференции, посвященной 250-летию М.И.Голенищева-Кутузова и 185-летию Отечественной войны 1812 г.
// Бомбардир. № 7. 1998. |
|
- Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти видного военного историка, археолога генерал-лейтенанта артиллерии Н.Е. Бранденбурга, возглавлявшего музей с 1872 по 1903 гг.
// Бомбардир. № 9. 2000. |
|
Архив музея
Архив музея образован в 1872 г. Основой его фондов стали переданные по распоряжению Главного Артиллерийского управления документы по артиллерийскому ведомству XVII - XVII вв., а позже - документы и различных воинских частей XIX - начала XX вв.
Наряду со специальными сведениями в архиве содержится разнообразная и ценная информация о градостроительсве, медицине, географических открытиях, политических движениях и секретной дипломатии.
В 1937 г. при слиянии Военного историко-бытового музея с Артиллерийским историческим муеем архив получил коллекции документов Интендантского и полковых музеев, музея военно-учебных заведений, музея Вел. князя Михаила Николаевича. В фонды архива в различные годы поступили
документы личного происхождения военачальников М.И. Кутузова, М.Д. Скобелева, М.И. Драгомирова, конструкторов В.Г. Федоворва, Грабина В.Г., Ф.В. Токарева, В.А. Дегтярева и др.
В архиве содержится более 215 тыс. архивных дел.
Библиотека музея
Начало созданию библиотеки было положено в 1789 г. передачей Главным Артиллерийским управлением 185 томов редких изданий конца XVII в. Позднее библиотекой музея получены книги, подаренные Академией наук, Михайловской артиллерийской академией, Археологической комиссией,
полками русской армии.
В результате активной собирательской работы библиотека музея стала обладать уникальной коллекцией книг по истории полков русской армии. Особый интерес представляют книги по истории артиллерии и производства вооружений, уставы, справочники, руководства и наставления. Сегодня собрание
библиотеки насчитывает более 100 тыс. томов книг и рукописных изданий.
Архив и библиотека музея предоставляют право работы в читальных залах на основании мотивированных заявок отношений от организаций и частных лиц в соответствии с тематической направленностью архивных и библиотечных фондов, а также готовят библиографические справки и обзоры, осуществляют фото-
и электронное копирование архивных документов, редких книг и ряд других услуг.
Справки по телефонам:
(812) 238-46-42 - архив; (812) 238-47-45 - библиотека музея.
Центральный музей железнодорожного транспорта МПС России
Центральный музей железнодорожного транспорта МПС России является методическим координационным центром по работе с музеями сети дорог МПС.
В качестве такого центра ЦМЖТ проводит следующие мероприятия:
- Создает единый информационный банк музейных предметов и коллекций, находящихся в дорожных, заводских и др. музейных организациях МПС РФ.
- Оказывает научно-методическую помощь дорожным и производственным музеям.
- Проводит практические семинары и научно-практические конференции
(1 раз в 2 года) с участием музейных работников железных дорог.
- Осуществляет периодические (2 раза в год) проверки дорожных музеев
(в том числе проверки состояния учета и хранения музейных экспонатов), оказывая им на месте методическую помощь и помогая практическими советами.
- Проводит (по специальным заявкам) стажировки музейных работников сети дорог МПС с целью повышения квалификации по вопросам совершенствования организации экспозиционной, выставочной, фондовой, научно-методической, культурно-массовой работ.
- Музеем составлен справочник по музеям сети железных дорог.
Письмо Союза творческих музейных работников Санкт-
Петербурга и Ленинградской области новому Председателю
Комитета по культуре Е. Е. Колчину
Вниманию музейной общественности города предлагается
письмо Союза творческих музейных работников Санкт-
Петербурга и Ленинградской области, отправленное новому
Председателю Комитета по культуре Е. Е. Колчину с изложением
ряда проблем, нуждающихся в своем решении.
Председателю Комитета по культуре Санкт-Петербурга
Е. Е. Колчину.
Глубокоуважаемый Евгений Евгеньевич!
Наш Союз неоднократно обращался в Комитет по культуре и
другие инстанции по различным вопросам экономического
характера. Считаем необходимым, в связи с этим, ввести Вас в
курс существующих проблем.
Во-первых, нами ставился вопрос о фактическом отсутствии в
системе культуры города хозяйственного механизма.
Введенный в конце 80х годов еще при советской власти Новый
Хозяйственный Механизм (НХМ) со второй половины 90х
годов стал финансовыми органами активно игнорироваться. Не
выполняются ими и важные позиции "Положения об основах
хозяйственной деятельности и финансирования организаций
культуры и искусства", утвержденного постановлением
Правительства РФ от 26.06.1995 года N 609, тем более, что
аналогичный документ, несмотря на указание свыше, для нашей
региональной культуры так и не принят.
Отсюда и требование финансистов к учреждениям культуры не
образовывать остатки финансовых средств, не вести
самостоятельную штатную политику, требование излишней
отчетности и т.п. А ведь отсутствие прописанного хозяйственно-
экономического механизма или правил хозяйственной
деятельности учреждений, ведет к чиновничьему произволу.
Так, среди прочего, от музеев, после десятилетнего перерыва,
вновь потребовали дать план по посещаемости в последней
декаде следующего года. Во времена прежнего, относительно
стабильного развития экономики и туризма это сделать было
сложно, а сейчас невозможно без подключения аналитических
институтов. И примеров тому достаточно.
Во-вторых, перевод учреждений культуры на казначейское
финансирование фактически лишил их хозяйственной
самостоятельности и значительно увеличил сроки прохождения
платежных документов.
Если раньше организации культуры вели прямое общение с
банками, то теперь они это делают через буфер в лице Вашего
Комитета.
Если раньше в пределах выделенных сумм директора были
вправе сами решать вопрос актуальности проплат и изменения их
направлений, то сегодня этот вопрос поднят не на
уведомительный уровень начальника экономического отдела, как
было до введения НХМ, а до первого заместителя председателя
Комитета.
Между тем требование согласования проплат с Комитетом
вступает в противоречие с положением ст. 298 Гражданского
кодекса, ст. 221 и ст. 226, Бюджетного кодекса Российской
Федерации и другими правоустанавливающими документами.
Музеям даже не перечисляют авансовые деньги на
хозяйственные и командировочные расходы, что необоснованно
усложняет нашу деятельность. Минимальный срок проведения
проплат увеличился до 5-7 дней.
В-третьих, более всего вызывает у нас недоумение и несогласие
проводимая до сего дня Комитетом по культуре тендеризация.
Несмотря на существующие Указы Президента РФ, законы и
инструкции, ссылаясь лишь на устное требование одного из
заместителей Председателя Комитета по экономике и
промышленной политике, Комитет по культуре незаконно
потребовал от музеев:
1). Создания конкурсных комиссий по проведению конкурсов
(торгов) по приобретению товаров и услуг;
2). Проведения любых закупок на основании решения этих
комиссий;
3). Исполнения обязанностей государственных заказчиков для
проведения закрытых торгов;
4). Организацию проведения открытых торгов.
Правовой анализ данной ситуации прилагается.
В-четвертых, так как Президентом России провозглашен курс на
приведение любых нормативных актов субъектов Российской
Федерации в соответствие с федеральными законами, наш Союз
рассчитывает на Ваше участие и поддержку при разрешении
ситуации, сложившейся в связи с утвержденным Комитетом
финансов распоряжением от 30.12.1999 г. "Временного
положения о порядке зачисления и расходования доходов,
полученных бюджетными учреждениями от
предпринимательской деятельности", ряд пунктов которого не
соответствует действующему законодательству. Серьезные
вопросы возникают и по содержанию приказа Комитета по
культуре от 30.03.2000 г. N 72 .
Информационная записка в связи с этим прилагается.
При этом следует учесть, что прежний Юридический Комитет
принял сторону Комитета финансов, в ущерб действующему
праву. Но мы надеемся, что новый руководитель
административно-правового Комитета, исходя из его
выступлений в прессе, займет другую позицию. Мы считаем, что
необходимо тщательное и непредвзятое обсуждение
сложившейся ситуации для разрешение ее.
По нашему мнению Комитет по культуре мог бы более полно и
оперативно учитывать интересы учреждений культуры, в том
числе и мнение музеев города, существующие правовые аспекты,
определять на их основе объективную позицию и отстаивать ее
в отраслевых Комитетах Администрации Санкт-Петербурга, а не
просто дублировать нормативные акты КУГИ, Комитетов
финансов, экономики, как это нередко происходило до сего
времени.
Надеемся, что Вы найдете возможность для встречи с
руководителями музеев, входящих в систему Вашего Комитета.
По поручению группы директоров, заместитель председателя Союза |
А.И. Кузьмин |
Информационная записка о соответствии отдельных пунктов
«Временного положения о порядке зачисления и расходования
доходов, полученных бюджетными учреждениями от
предпринимательской деятельности», утвержденного
распоряжением Комитета финансов от 30.12.99 г. № 134-р, и
приказа Комитета по культуре от 30.03.2000 г. № 72
действующему законодательству.
1. По «Временному положению о порядке зачисления и
расходования доходов, полученных бюджетными учреждениями
от предпринимательской деятельности»
1.1. В соответствии со ст. 37 «Основ законодательства
Российской Федерации о культуре» правовое регулирование
отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и
порядка распоряжения национальным культурным Российской
Федерации относится к ведению федеральных органов власти и
управления Российской Федерации.
1.2. Определения предпринимательской деятельности
учреждений и доходов бюджетных учреждений от
предпринимательской деятельности, данные в разделе
1 «Временного положения» противоречат
п. 1 ст. 2 Гражданского
кодекса РФ, содержащему определение предпринимательской
деятельности, ст. 47 «Основ законодательства Российской
Федерации о культуре», в соответствии с которой к
предпринимательской относится лишь та деятельность,
получаемый в результате которой доход не инвестируется
непосредственно в данной организации культуры на нужды
обеспечения, развития и совершенствования основной уставной
деятельности.
В п. 2 письма заместителя председателя Комитета финансов
Н.В. Крепышевой от 03.04.2000 г. № 18-12/231 (далее - письмо
Комитета финансов) содержится утверждение, что определение
предпринимательской деятельности, предусмотренное ст. 47
«Основ законодательства Российской Федерации о культуре» не
подлежит применению как противоречащее п. 1 ст. 2
Гражданского кодекса РФ.
Комитетом финансов проигнорировано то, что Гражданский
кодекс РФ регулирует общие нормы гражданского права, а
специальные нормы права для организаций культуры регулирует
Федеральный закон «Основы законодательства Российской
Федерации о культуре».
Признание тех или иных норм, установленных федеральными
законами, недействительными и не подлежащими применению не
находится в компетенции органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
1.3. Указанные определения «Временного положения» также
противоречит «Положению об основах хозяйственной
деятельности и финансирования организаций культуры и
искусства», утвержденному постановлением Правительства РФ
от 26.06.95 г. № 609, п. 9 которого установлено, что «любые
платные формы культурной деятельности не рассматриваются
как предпринимательские, если доход от них полностью идет на
развитие и совершенствование организаций культуры».
По утверждению Комитета финансов (п. 3 письма от 03.04.2000 г.)
указанное Положение, утвержденное постановлением
Правительства РФ от 26.06.95 г. № 609, носит для субъектов
Российской Федерации рекомендательный характер, а потому не
противоречит «Временному положению».
Между тем, правовое регулирование отношений собственности,
основ хозяйственной деятельности в области культуры в
соответствии со ст. 37 «Основ законодательства Российской
Федерации о культуре» отнесены к ведению федеральных
органов государственной власти и управления. В соответствии со
ст. 39 «Основ законодательства о культуре» органы
государственной власти и управления Санкт-Петербурга не могут
принимать правовые акты по вопросам культуры, отнесенным к
ведению федеральных органов государственной власти и
управления.
1.4. Определение предпринимательской деятельности и доходов
бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности
также противоречит Инструкции Госналогслужбы РФ от 20.08.98 г
(с изменениями от 12.01.99 г.) «О порядке исчисления и уплаты
в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями
(учреждениями) и представления отчетности в налоговые
органы». Пункт 5 указанной Инструкции устанавливает, что
«Доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания
платных услуг юридическим и физическим лицам, являются
доходами от предпринимательской деятельности (кроме доходов,
полученных бюджетными государственными и муниципальными
музеями, библиотеками, филармоническими коллективами,
театрами, архивными учреждениями, цирками, зоопарками,
ботаническими садами, дендрологическими парками и
национальными заповедниками, полученными от их основной
деятельности).
В целом применение «Временного положения» приведет к тому,
что на основании данного нормативного акта территориальные
инспекции Министерства по налогам и сборам РФ могут
предъявить организациям культуры (конкретно музеям)
требования об уплате в бюджет соответствующих налогов с
доходов от предпринимательской деятельности. В настоящее
время музеям города через суд удалось доказать, что любые
получаемые ими доходы, если они полностью направляются на
развитие и совершенствование организации культуры, не
относятся к предпринимательской деятельности. На этом
основании суд согласился с тем, что музеи обоснованно считают,
что не относятся к плательщикам налога на прибыль, налога на
добавленную стоимость, налога на рекламу (при соблюдении
указанного выше условия).
1.5. Определение счета бюджетного учреждения во «Временном
положении» дано с учетом положений Постановления
Правительства РФ от 22.08.98 г. № 1001
«О мероприятиях по
переводу в органы федерального казначейства счетов
организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету
средств, полученных от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности». В соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 23.10.98 г. № 1239 «О
внесении изменения в постановление Правительства РФ от
22.08.98 г. № 1001» указанные требования не применяются в
отношении организаций образования, культуры, здравоохранения
и науки.
Во «Временном положении» указано, что текущий счет
бюджетного учреждения по учету средств, полученных от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности,
открывается в соответствии с Указанием Центрального банка РФ
от 18.06.99 г. № 579-У.
В силу части 4 ст. 30 Федерального закона «О банках и
банковской деятельности» порядок открытия, ведения и закрытия
банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте
устанавливается Банком России в соответствии с федеральными
законами. При таких обстоятельствах не основано на законе
возложение на учреждения культуры обязанности по
представлению в банки разрешений финансового органа на
открытие счета по учету средств, полученных от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в
порядке, предусмотренном соответствующим исполнительным
органом субъекта РФ.
Данным Указанием Центрального банка предусмотрено, что для
организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ с
разрешения органов казначейства открывается счет в учреждении
Банка России или кредитной организации на основании договора
банковского счета. Операции по счету производятся в
установленном порядке в пределах остатка средств на этом счете.
Выдача наличных денег с этого счета производится по
денежным чекам в установленном порядке.
Между тем, п. 3.5. «Временного положения» устанавливает, что
«бюджетные учреждения производят перечисление доходов от
предпринимательской деятельности со Счетов бюджетных
учреждений (т.е. открытых в соответствии с Указанием ЦБ РФ от
18.06.99 г. № 579-У) на отдельные текущие счета по исполнению
бюджета Санкт-Петербурга, открытые Комитетом финансов для
зачисления доходов от предпринимательской деятельности по
каждому виду доходов от предпринимательской деятельности».
Таким образом требования «Временного положения» прямо
противоречат положениям Постановления Правительства РФ
от 23.10.98 г. № 1239 и Указанию ЦБ РФ
от 18.06.99 г. № 579-У.
Письмом Комитета финансов от 12.04.2000 г. № 03-39/124
руководителям бюджетных учреждений непроизводственной
сферы, переведенных на новые условия хозяйствования, даны
указания о закрытии и открытии соответствующих счетов со
ссылкой на Указание ЦБ РФ от 18.06.99 г. № 579-У. В
соответствии со ст. 859 Гражданского кодекса РФ счет клиента
может быть закрыт лишь при расторжении договора банковского
счета. Однако, названная норма Гражданского кодекса РФ не
наделяет Банк России и, тем более комитет финансов субъекта
Российской Федерации, правами по принятию решений по
расторжению договоров банковского счета. Такие договоры
могут быть расторгнуты лишь по заявлению клиента или
решению суда. Данное положение подтверждено решением
Верховного Суда РФ от 24.12.99 г. № ГКПИ 99-841.
В п. 5 письма Комитета финансов от 03.04.2000 г. утверждается,
что действие Постановления Правительства РФ от 22.08.98 г.
№ 1001 распространяется только на федеральные органы
исполнительной власти и поэтому неприменимо к отношениям,
регулируемым Временным положением.
На самом деле пунктом 4 Постановления Правительства РФ от
22.08.98 г. № 1001 субъектам Российской Федерации
рекомендовано принять аналогичные меры по упорядочению
учета средств, полученных организациями, финансируемыми из
бюджетов субъектов Российской Федерации, от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Кроме того, Указание ЦБ РФ от 18.06.99 г. № 579-У, включенное
во Временное положение в качестве правового основания, издано
на основании постановлений Правительства РФ от 22.08.98 г.
№ 1001 и от 23.10.98 г. № 1239.
Указанные постановления Правительства РФ регулируют
отношения собственности, основы хозяйственной деятельности
организаций культуры, отнесенные действующим
законодательством к ведению федеральных органов
государственной власти и управления.
1.6. Разделом 4 «Временного положения» определен порядок
отражения в росписи бюджета Санкт-Петербурга бюджетных
ассигнований за счет доходов от предпринимательской
деятельности. Бюджетная роспись составляется в соответствии с
«Временным порядком» составления и ведения бюджетной
росписи по подведомственным бюджетным учреждениям,
утверждённым распоряжением председателя Комитета финансов
от 27.12.99 г. № 130р.
П. 4.1. указанного «Временного порядка» Главному
распорядителю бюджетных средств (в данном случае - Комитету
по культуре) предоставлено право вносить изменения в
бюджетную роспись между бюджетными учреждениями в
порядке, установленном самим Комитетом по культуре, без
изменения ассигнований, предусмотренных в бюджете Санкт-
Петербурга для Комитета по культуре и подведомственных ему
учреждений в целом.
Таким образом, «Временное положение» и «Временный порядок»
наделяют Комитет по культуре правом изымать по своему
усмотрению, без согласия конкретного бюджетного учреждения
культуры, средства, полученные таким учреждением от
предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности и
перераспределять их в пользу другого учреждения культуры.
Подобное положение прямо противоречит ст.ст. 296, 298 ГК РФ,
в соответствии с которыми собственник имущества,
закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее,
неиспользуемое либо используемое не по назначению
имущество, но не может изъять у учреждения без его согласия
доходы, полученные от разрешенной деятельности, а также
имущество, приобретенное на эти доходы. В соответствии с п. 10
постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 25.02.98 г. № 8 доходы и приобретенное на эти доходы
имущество не могут быть изъяты у учреждений по решениям
комитетов по управлению имуществом или других
государственных и муниципальных органов, в том числе и в тех
случаях, когда они не используются или используются не по
целевому назначению.
Данное положение о перераспределении бюджетных средств
между бюджетными учреждениями по решению Комитета по
культуре (главного распорядителя бюджетных средств)
противоречит п. 6 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, в
соответствии с которым главный распорядитель бюджетных
средств имеет право на основании мотивированного
представления бюджетного учреждения вносить изменения в
утвержденную схему доходов и расходов бюджетного
учреждения в части распределения средств между ее статьями.
Порядок перемещения бюджетных ассигнований главным
распорядителем бюджетных средств согласно ст. 233
Бюджетного кодекса РФ «Временным положением» и
«Временным порядком» не определен.
В п. 6 письма Комитета финансов от 03.04.2000 г. ответ на
поставленный вопрос не дается, так как оспариваемое право
Главного распорядителя бюджетных средств (в данном случае -
Комитета по культуре) по своему усмотрению перераспределять
в том числе и средства, полученные от предпринимательской и
иной приносящей доходы деятельности, подменено на не
оспариваемое и прямо предусмотренное законом право вносить
изменения в бюджетную роспись на основании мотивированного
представления бюджетного учреждения.
Комитет финансов в п. 6 своего письма утверждает, что п. 10
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не
может быть применен к Временному положению, так как
до 01.01.2000 г. споры, возникающие из бюджетных
правоотношений, не были подведомственны арбитражному суду
со ссылкой на Постановление Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 25.06.96 г. № 1566/96.
Между тем, указанное Постановление Президиума ВАС РФ
констатировало , что Арбитражный процессуальный кодекс РФ
не относит к компетенции арбитражных судов споры по поводу
выделения средств из бюджетов различных уровней или
перераспределения их. Однако, речь идет об изъятии средств,
полученных учреждением от предпринимательской и иной
приносящей доходы деятельности, что по Постановлению
Пленума ВАС РФ со стороны государственных и муниципальных
органов незаконно. Эти вопросы регулируются гражданским
законодательством и, в частности, ст. ст. 296, 298 Гражданского
кодекса РФ.
1.7. Порядок финансирования расходов бюджетных учреждений
за счет доходов от предпринимательской деятельности
установлен разделом 6 «Временного положения». В соответствии
с ним финансирование расходов бюджетных учреждений за счет
доходов от предпринимательской деятельности и ведение
лицевых счетов осуществляется Комитетом финансов в порядке
определенном «Инструкцией о порядке финансирования
расходов бюджета Санкт-Петербурга и ведения лицевых счетов
главных распорядителей бюджетных средств и
подведомственных им бюджетных учреждений при казначейской
системе исполнения бюджета», утверждённой приказом
председателя Комитета финансов от 29.10.98 г. № 216.
Согласно п. 4.4. данной «Инструкции» подписанное
руководителем бюджетного учреждения и главным бухгалтером
поручение на оплату расходов для согласования передается
главному распорядителю бюджетных средств (в данном случае -
Комитету по культуре). В соответствии с п. 4.5. «Инструкции» в
случае составления бюджетным учреждением поручения на
оплату расходов с нарушением установленной формы, ошибками,
несоответствием прилагаемым документам и другими
нарушениями Комитет по культуре отказывает в приеме
поручения к финансированию и не несет ответственности за
нарушение сроков платежа.
Понятие «другие нарушения» в указанной «Инструкции» не
раскрывается, пределы его применения не установлены. Таким
образом, полномочия Комитета по культуре для отказа в приеме
поручения оказываются ничем не ограничены. Фактически
Комитетом по культуре как главным распорядителем бюджетных
средств могут быть выдвинуты некие условия для согласования
финансирования, что прямо противоречит ст. 74 Бюджетного
кодекса РФ, в соответствии с которой обязательные для
исполнения получателем бюджетных средств условия
финансирования конкретных расходов могут определяться
только в законе (решении) о бюджете. Такие условия для
учреждений культуры законом Санкт-Петербурга «О бюджете
Санкт-Петербурга на 2000 год» от 22.12.99 г. не предусмотрены.
Затем, согласно п. 4.5. и 4.6. «Инструкции», поручение
передается в управление казначейства для утверждения. Какие-
либо сроки прохождения данных согласования и утверждения
поручения на оплату указанной «Инструкцией» не установлены,
что создает существенные осложнения для бюджетных
учреждений культуры в осуществлении финансово-
хозяйственной деятельности и значительно ухудшает условия
использования бюджетных ассигнований для учреждения по
сравнению с использованием обычного банковского счета.
Между тем, ст. 221 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что
утверждению руководителем главного распорядителя
бюджетных средств (в нашем случае -Комитета по культуре)
подлежит смета доходов и расходов бюджетного учреждения, но
не платежный документ. Проверка соответствующих платежных
и иных документов осуществляется не главным распорядителем
бюджетных средств, а, на основании п. 1 ст. 226 Бюджетного
кодекса РФ, органом, исполняющим бюджет. П. 3 ст. 226
Бюджетного кодекса определен и срок совершения
разрешительной надписи - «не позднее трех дней с момента
представления платежных документов».
В п. 7 письма Комитета финансов пространно излагается, что
возможность отказа в приеме документов Главным
распорядителем бюджетных средств (Комитетом по культуре)
при нарушении установленной формы не противоречит
действующему законодательству. Однако данное положение и не
оспаривалось. Не основано на законе и, по нашему мнению,
неправомерно положение о неких «других нарушениях»,
содержание и порядок определения которых ничем не
регламентированы.
Кроме того, в соответствии со п. 2 ст. 298 ГК РФ государственное
учреждение вправе самостоятельно распоряжаться доходами,
полученными от приносящей доходы деятельности и согласие
(разрешение) собственника на это в пределах утвержденной
сметы не требуется. Несоответствие п. 2 Инструкции по
бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих
на бюджете (утв. приказом Министерства финансов от 03.11.93 г.
№ 122) ст. 298 ГК РФ было одним из оснований для признания ее
Верховным Судом РФ незаконной (недействующей) со дня ее
издания (решение ВС РФ от 30.07.98 г. № ГКПИ 98-283).
В пункте 7 письма Комитета финансов утверждается, что пункт 2
ст. 298 Гражданского кодекса РФ не подлежит применению к
бюджетным учреждениям, так как Инструкцией по
бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной
приказом Министерства финансов РФ от 30.12.99 г. № 107Н, не
предусмотрена для бюджетных учреждений возможность ведения
помимо сметы отдельного баланса. Подобные заключения о
применимости или неприменимости соответствующих статей
Гражданского кодекса РФ значительно выходят за рамки
компетенции, установленной как для Министерства финансов РФ,
так и Комитета финансов Санкт-Петербурга.
1.8. Ст. 7 Федерального закона от 09.07.99 г. № 159-ФЗ «О
введении в действие Бюджетного кодекса Российской
Федерации» установлено, что законодательные акты РФ в
области образования, науки, научно-технической политики,
культуры, принятые до введения в действие Кодекса,
содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения,
действуют, если они не признаны утратившими силу. В
соответствии со ст. 2 указанного Закона «Основы
законодательства РФ о культуре» не отнесены к числу
законодательных актов, полностью или частично утратившими
силу.
1.9. Вопросы установления основ федеральной культурной
политики, принятие федерального законодательства, правовое
регулирование отношений собственности, основ хозяйственной
деятельности в области культуры в соответствии со ст. 37 «Основ
законодательства РФ о культуре» отнесены к компетенции
федеральных органов государственной власти и управления. В
соответствии со ст. 39 указанных «Основ законодательства о
культуре» органы государственной власти и управления г. Санкт-
Петербурга не могут принимать правовые акты по вопросам
культуры, отнесенным к ведению федеральных органов
государственной власти и управления.
(Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от
27.04.93 г. № 5 в редакции от 21.12.93 г., с изменениями от
25.10.96 г., определено, что «правовой акт может быть признан
судом противоречащим закону, если он издан органом либо
должностным лицом с превышением предоставленной им
законом компетенции или в пределах компетенции, но с
нарушением действующего законодательства». В соответствии с
ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ не могут противоречить
федеральным законам. В случае противоречия между
федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует
федеральный закон).
В п. 10 письма Комитета финансов утверждается, что
«Временное положение» не затрагивает основ хозяйственной
деятельности учреждений культуры и, поэтому не противоречит
ст. 37 «Основ законодательства Российской Федерации о
культуре».
Примеры фактического противоречия конкретных пунктов
Временного положения нормативным актам федеральных
органов государственной власти и управления, регулирующим
основы хозяйственной деятельности учреждений культуры
приведены в п.п. 1.2., 1.3., 1.4., 1.5., 1.6, 1.7., 1.10 настоящей
информационной записки.
1.10. «Временное положение» регулирует деятельность
бюджетных учреждений как однородных организаций, не
учитывая предусмотренные п. 3 ст. 120 ГК РФ особенности
правового положения отдельных видов государственных
учреждений.
В соответствии со ст. 42, ст. 46 «Основ законодательства РФ о
культуре» порядок финансирования деятельности организации
культуры учредителем определяется договором между
учредителем и организацией культуры, а п. 2 ст. 26 Закона «О
некоммерческих организациях» также устанавливает, что
порядок финансирования учредителем определяется
учредительными документами некоммерческой организации, а не
односторонне структурным подразделением учредителя (Комитетом
финансов Администрации Санкт-Петербурга).
Требования «Временного положения» противоречат ст. 46
«Основ законодательства РФ о культуре», в соответствии с
которой использование финансовых средств осуществляется в
соответствии с уставом организации культуры, а не по решению
Комитета по культуре - главного распорядителя бюджетных
средств.
В соответствии со ст. 9 Закона «О некоммерческих
организациях» и ст. 298 Гражданского кодекса РФ доходы,
полученные от деятельности учреждения, приносящей доход, и
приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в
самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на
отдельном балансе.
Пунктом 13 Положения об основах хозяйственной деятельности
и финансирования организаций культуры и искусства (утв.
постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 609)
определено, что организация культуры самостоятельно
распоряжается имуществом, приобретенным за счет доходов,
получаемых от предусмотренной уставом деятельности.
В п. 1 письма Комитета финансов утверждается, что бюджетное
учреждение представляет собой отдельный вид учреждения,
отличительной чертой которого является финансирование за счет
соответствующего бюджета или внебюджетного фонда со
ссылкой на п. 3 ст. 120 Гражданского кодекса РФ.
Подобный вывод не основан на действующем законодательстве.
В соответствии с п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ
«учреждением признается организация, созданная собственником
для осуществления управленческих, социально-культурных или
иных функций некоммерческого характера и финансируемая им
полностью или частично». Таким образом, финансирование из
бюджета государством как собственником соответствующего
учреждения определяет только то, что данное учреждение
является государственным.
По содержанию правоспособности государственные учреждения
отличаются от иных тем, что на многие из них возложены
функции государственного управления, и эта сторона их
деятельности не регулируется гражданским законодательством.
Отдельные виды учреждений выделяются в зависимости от их
целей. Специальными законами и иными нормативными актами
определяется правовое положение образовательных учреждений,
учреждений культуры, науки, здравоохранения и т. д.
1.11. Полагаем необходимым ходатайствовать перед
губернатором Санкт-Петербурга, председателем Комитета
финансов об отмене или внесении изменений во «Временное
положение», утвержденное распоряжением от 30.12.99 г.
№ 134р, или приостановлении действия данного нормативного акта в
части, касающейся организаций культуры. Необходимость
подобных изменений определяется и требованиями Президента
России о приведении нормативных актов субъектов Российской
Федерации в соответствие с федеральными законами.
2. По приказу Комитета по культуре от 30.03.2000 г. № 72 «Об
организации деятельности государственных учреждений,
подведомственных Комитету по культуре, по закупке продукции
для государственных нужд»
2.1. В соответствии с п. 2 приказа Комитета по культуре от
30.03.2000 г. № 72 (далее - Приказ) размещение заказа на закупку
продукции на сумму до 2000 МРОТ осуществляется по
результатам проведения закрытого конкурса, запроса ценовых
котировок или «у единственного источника» на основе договора
или по публичным договорам после согласования с Комитетом
по культуре (контрольно-конкурсные комиссии).
Положения данного пункта не основаны на законе и вводят
дополнительные по сравнению с предусмотренными
действующим законодательством ограничения прав музеев как
государственных учреждений культуры.
Ст. 70 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что бюджетные
учреждения производят за счет бюджетных средств оплату
товаров, работ и услуг как по заключенным государственным или
муниципальным контрактам, так и в соответствии с
утвержденными сметами без заключения государственных или
муниципальных контрактов.
В соответствии с п. 2 ст. 73 Бюджетного кодекса РФ бюджетные
учреждения, осуществляющие закупки товаров, работ и услуг на
сумму не более 1000 МРОТ за один вид товара или услуг (за один
контракт), ведут реестры закупок.
Приказом губернатора Санкт-Петербурга от 02.04.99 г. № 29-п
определен уведомительный порядок учета закупок по публичным
договорам получателями средств бюджета Санкт-Петербурга. В
соответствии с указанным приказом и определением публичного
договора в ст. 426 Гражданского кодекса РФ закупки,
производимые музеями в розничной торговле, не требуют
никаких согласований с Комитетом по культуре.
Кроме того, установленные п. 2 Приказа комитета по культуре и
п. 3 ст. 1 Положения о контрольно-конкурсной комиссии
Комитета по культуре согласования закупок организаций
культуры противоречат требованиям ст. 74 Бюджетного кодекса РФ,
в соответствии с которой обязательные для исполнения
получателем бюджетных средств условия финансирования
конкретных расходов должны быть предусмотрены только
законом о бюджете. Такие условия для учреждений культуры (в
том числе и музеев) законом Санкт-Петербурга «О бюджете
Санкт-Петербурга на 2000 год» от 22.12.99 г. не предусмотрены.
2.2. На основании п. 5 Приказа Комитета по культуре часть
функций государственного заказчика по размещению заказов на
закупку продукции для государственных нужд передается
поименованным государственным учреждениям,
подведомственным Комитету по культуре.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.05.99 г. № 91 - 18
«О заказе Санкт-Петербурга», приказом губернатора Санкт-
Петербурга от 16.11.98 г. № 85-п «Об организации деятельности
структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга
по закупке продукции для государственных нужд Санкт-
Петербурга», Положением о Комитете по культуре
государственным заказчиком является Комитет по культуре.
Для организации работы по заключению контрактов в
соответствии со ст. 3 Закона «О заказе Санкт-Петербурга»
губернатор утверждает перечень государственных заказчиков
Санкт-Петербурга. Передавать выполнение части своих функций
соответствующим организациям государственные заказчики
могут только на договорной основе и на условиях, определяемых
губернатором Санкт-Петербурга при утверждении перечня
государственных заказчиков.
Музеи, подведомственные Комитету по культуре, с условиями,
определенными при утверждении перечня государственных
заказчиков Санкт-Петербурга, не ознакомлены.
2.3. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-
Петербурга от 29.03.99 № 17 все структурные подразделения
Администрации Санкт-Петербурга (одним из которых является
Комитет по культуре) при осуществлении закупок продукции для
государственных нужд Санкт-Петербурга обязаны использовать
предложения потенциальных поставщиков продукции,
размещенные в сводной базе данных Комитета экономики и
промышленной политики.
Музеи города с материалами указанной базы данных не
ознакомлены, порядок и условия пользования этими материалами
до них не доводился.
2.4. Постановлением Правительства РФ от 03.09.98 г.
№ 1022 «О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на
закупку продукции для государственных нужд» в целях квалифицированного
проведения торгов (конкурсов) на закупку продукции для
государственных нужд органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации рекомендовано с 1999 г.
формировать комиссии по проведению торгов (конкурсов)
преимущественно из числа специалистов, прошедших
профессиональную переподготовку или повышение
квалификации в области организации торгов (конкурсов) на
закупку продукции для государственных нужд, а с 2000 г.
председателями комиссий назначать лиц только из числа
подобных специалистов.
Подобными специалистами, получившими необходимую
подготовку, музеи города не располагают.
2.5. П. 2 приказа губернатора Санкт-Петербурга
от 16.11.98 г. № 85п функции по координации
формирования, размещения и
исполнения городского заказа возложены на Комитет экономики
и промышленной политики. Приказом Комитета экономики и
промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга от
16.04.99 г. № 95 структурным подразделениям Администрации
Санкт-Петербурга, являющимся государственными заказчиками,
рекомендуется привлекать при проведении конкурсов (торгов) по
закупкам продукции за счет средств бюджета Санкт-Петербурга,
специализированные фирмы - победители Конкурса по
определению уполномоченных фирм по организации торгов, а
также руководствоваться Примерным договором и Временной
методикой определения затрат на проведение конкурсов (торгов)
при привлечении государственным заказчиком
специализированных фирм.
Музеи города информацией о таких фирмах не располагают,
возможность их привлечения и оплаты их услуг музеями при
исполнении части функций государственного заказчика
действующими нормативными актами не определена.
В соответствии с Нормативами для расчета затрат по
организации и проведению конкурсов (торгов) стоимостью до
10 млн рублей при привлечении государственным заказчиком
специализированных фирм, утвержденными приказом Комитета
экономики и промышленной политики от 16.04.99 г. № 95,
затраты на проведение одного конкурса составляют 8 690 рублей
на одного работника. Нормативы и расчеты по затратам на
проведение конкурса силами самого музея, выполняющего на
основании п.п. 5 и 6 Приказа Комитета по культуре функции
организатора конкурса, не определены. Подобные затраты в
утвержденных сметах доходов и расходов на 2000 г. не
предусмотрены.
2.6. В подобных условиях на основании ст. 420, ст. 421
Гражданского кодекса РФ музеи, подведомственные Комитету по
культуре, как юридические лица вправе отказаться от заключения
договора поручения с Комитетом по культуре, так как
исполнение такого договора заведомо приведет к нарушению
обязательных требований и правил, установленных
нормативными актами органов власти и управления Российской
Федерации и Санкт-Петербурга при осуществлении закупки
продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга.
Полагаем, что все вышеизложенное свидетельствует о
многочисленных противоречиях положений приказа Комитета по
культуре от 30.03.2000 г. № 72 действующему законодательству и
необходимости внесения существенных изменений в указанный
приказ или его отмены.
Правовое агентство «Статус»
|
|
|